Антиботвинник

Грузия-2013: Аджария. Наши приключения

"...очень жарко. При возможности мы купаемся в ближайших водопадах и каких то непонятных ручьях… "

Аджария: 9 дней, 250 км.

28.05.
Все началось с того когда самолет Котовица-Кутаиси приземлился в Грузии, и мой дорогой друг Слава ступил на родную землю. Прогуливаясь улочками древнего Кутаиси, мы думали о новом путешествии. И тут же было принято решение отправится в Аджарию. Разведать этот дивный и красивый уголок Грузии… Маршрут наш начинался в Батуми, купание в море, продолжится вдоль ущелья реки Аджирискали, подъем на перевал Годерзи и спуск в Самце-Джавахетию. Должно получится все это очень интересно и увлекательно.
29.05.
Утром Мевлуд отвез нас на Ж.Д. вокзал. Купив билеты на местную электричку до Махинджаури мы пообщались душевно с Грузинскими полицейскими, тронулись в путь… Виды завораживали наш взор… особенно когда поезд ехал вдоль моря и высоких гор, настоящая красота. Станция находится прямо возле моря. Никуда не торопясь, скинув рюкзаки на галечном пляже мы пошли купаться. Море теплое, светит солнце, отдыхаем… Освежившись мы едем в Батуми встретится с нашим другом Иракли. Очень хороший человек, всегда веселый и позитивный. Встретились в одном из наших любимых ресторанов Сазандари. Рассказали о наших планах, договорились что когда будем недалеко от его дома в горной Аджарии обязательно зайдем. Этой зимой мы у него уже гостили, и сейчас нас все с радостью ждут с нетерпением. Мы одеваем рюкзаки и отправляемся в путь. Идем через город, долиной реки Чорох которая впадает в Черное море. Перед нами раскрываются Аджарские горы и мы входим в ущелье реки Аджирискали. Очень красиво, много зелени, дорога постоянно идет вверх. Люди очень приветливые, общительные, многие хотят узнать откуда мы такие и куда идем. Недалеко от дороги мы заходим Винный Маран. Душевно нас там встретили, показали как делается вино, произвели дегустацию, жалко что уже был вечер и нам пора искать стоянку… а так бы…). Вечером на берегу мы ставим палатку, купание в Алжирискали, дневную усталость как рукой сняло. Наш скромный ужин дополнился вкусной рыбой которую нам принес местный рыбак увидев свет нашего костра… Люди очень отзывчивые здесь, постоянно хотят чем то помочь, угостить, поговорить. День удался, довольные и счастливые мы ложимся спать под шум реки.
30.05.
Встаем рано, примерно в половине восьмого. Свежий воздух, хорошо выспались, купание и в путь. Идем в сторону поселка Махунцети к знаменитому водопаду о котором ходят множество легенд. Высота 25 метров, но красота неописуемая. Также мы хотим посмотреть мост построенный в 12 веке, время правления царицы Тамары. Дорога как всегда ведет нас вверх. В поселке мы встречаемся с Муратом, отецом Иракли. Очень добрый человек, заведует отделам туризма в административном центре Кеда. Радостная встреча. Время обедать и мы отправляемся в небольшой ресторан на берегу реки. Уютные беседки расположились над горной рекой, тень и прохлада. Нам подают жареную форель и шашлык из молодого теленка, зелень, овощи и конечно же вино!!!) Вкусно все очень…. Отдохнувши полтора часа, поблагодарив за угощение хозяев, мы идем любоваться сказочным водопадом а затем купаемся у древнего моста 12 века… Мы счастливы!!! Дальше идти не очень хочется но мы продолжаем свой путь. Становимся на ночевку за п.Кеда.
31.05.
Все это время погода нас балует, светит солнце. Только один раз шел ночью дождь и то незначительный. Утро наше как всегда начинается с водных процедур, дает заряд бодрости на весь день ну или хотя бы на пару часов пока солнце не начало жарить в полную силу. В обед мы подошли к поселку Тсхмориси. Отдых на берегу Аджирискали, купание. Ждем вечера в тени у реки. Вечер в доме Иракли. Праздничный стол, вино, душевные беседы… В полночь Иракли будет перегонять свой скот на летние пастбища высоко в горы. Небольшие домики где грузины живут семьями все лето расположены на высоте 2200 метров. Чистый воздух, сочные травы. Там они в высокогорье готовят из молока сыр, сметану, масло… Вкусовые и полезные качества просто отменные и славятся на всю Грузию. Как нам сказал Иракли природа там очень красивая, мало кто из туристов был там. Гора Тагинури 2740 м. откуда открывается изумительный вид на Гурию и в ясную солнечную погоду можно увидеть Поти и Черное море. Озеро Чин Чао… водопады, луга, леса… стоит все это посмотреть!!! Мы решили отклонится немного от своего маршрута и побывать там.
01.06.
Поспав буквально час мы собираем свои рюкзаки и выходим в полночь при свети луны, звезд и наших фонарей. Темно… коровы с мычанием идут по тропе мы их подгоняем… неописуемое зрелище))) Около пяти часов утра начинает светать мы проходим один поселок за другим подымаясь все выше и выше в горы. Природа меняется каждые сто метров вверх. Красота… Водопады, ручьи, красивые цветущие луга. Перекус по дороге традиционный для Грузин… сыр, хачапури, зелень, овощи.. конечно же была вкусная чача))). В часов 16 мы вышли на верхнее плато откуда открывается шикарный вид на весь Аджарский хребет. До поселка еще идти часа два, немного устали… Наконец то поселок, уникальное место. Электричества нет, газа нет, домикам деревянным по внешнему виду лет 100 как минимум… Ужин. Ночуем высоко в горах. Спали как убитые, прошли за день 48 км,..)))
02.06.
Утро. Завтрак-сыр, сметана, лаваш и кофе… все что нужно!!! Мы отправляемся к высокогорному озеру Чин Чао. Идем по хребту, временами лежит снег. Здесь на одной из вершин в советское время находилась военная база ПВО. Сейчас мы видели только остатки разрушенных казарм, но место сразу видно было стратегически важное для того времени. Подымаемся на самую высокую гору Аджарии Тагинури, высота 2740 метров над уровнем моря. Жалко что было временами облочно и мы не смогли полностью насладится прекрасными видами. Мы недалеко от озера, идем, вот и оно… немного еще во льду… глубина его в некоторых местах достигает 9 метров, из под земли бъет источник, из-за этого озеро никогда не пересыхает и остается холодным даже в самое жаркое лето. Купаться, конечно… мы не могли удержать себя… высота по GPS 2450 м…. мы счастливы!!! Ощущения не описуимые!!! Перекус на берегу озера… В 15.30 у нас автобус, нужно спешить… как не хочется растоваться с этой красотой, но я надеюсь мы обязательно сюда еще вернемся!!! Ночуем в доме Иракли. Завтра снова в путь.
03.06.
Наш маршрут лежит сегодня до поселка Хуло. Через реку видим перекинуты еще несколько древних мостов 12 века, как они сохранились, для меня это остается загадкой… Любуемся природой, кушаем шелковицу при дороги… вы не поверите друзья, но мы до сих пор едим украинское сало… все таки незаменимый продукт в нашей жизни!!! Ночевка за Хулой, прошли за день порядка 35 км. Вечером к нам подошел местный житель, долго общались… Народ здесь очень хороший, в чем мы смогли еще раз убедились при личной беседе. Стемнело в Грузии и среди Аджарских гор раздалось пение мусульманского Муэдзина… завораживает… это пение нужно слышать, передать невозможно… Аджария постепенно переходит из православно христьянской в горную мусульманскую страну.
04.06.
По дороге нам все больше встречаются мечетей. Люди очень дружелюбны, сегодня мы много останавливались по пути и общаемся с народом. В одном из поселков мы отдыхали. При дороге сидела два деда мусульманина, которые нас радушно пригласили попить вместе кофе… Кофе здесь было отменное, умеют все таки готовить мусульмани… Час за беседой пролетел очень быстро, нам нужно идти дальше. Дорога стремится вверх, Аджирискали полностью изменилась, течет в каньоне, много сливов, камней в русле… Красота кругом.. мы идем, но очень жарко. При возможности мы купаемся в ближайщих водопадах и каких то непонятных ручьях… Приближаемся к перевалу Годерзи, на горах виден снег. Останавливаемся в 3 км от перевала, здесь есть еще немного дров и вода…Аджария перед нами как ладони. Ночуем на высоте 1800 метрах.
05.06.
После завтрака мы заходим на перевал, делаем памятные фотографии. Ура!!! Мы прошли всю Аджарию. Высота 2025 м. Начинаем спуск вниз, вокруг маленькие деревянные дома, поселения, так сказать дачи Грузин… точно же таки как мы видели на Тагинури… Природа постепенно немного меняется… мы уже находимся в в Самце-Джавахетии… водопады встречаются так же часто как и раньше, можно купаться… Красота!!! Спустившись с высоких гор мы увидели другую картину… степи, пустые с кустарниками холмы… после зеленой Аджарии немного непривычно. Идем до поселка Адыгени… ночуем на том берегу реки которую мы смело перешли в брод… Ночью шел сильный дождь, спалось прекрасно..)))
06.06.
Цель нашего путешествия была достигнута. Мы садимся в местную маршрутку и переезжаем в Боржоми. Прекрасный город, минеральные источники… Проводим там примерно два часа, закупаем продукты, решаем деловые вопросы… Примерно в обед за Боржоми мы находим хорошее местечко рядом с безымянным минеральным источником. Делаем полудневку… нам нужен спокойный ватный отдых…
07.06.
Дневка… Приводим себя в порядок, стирка, пишем отчеты…
08.06.
Выезд в Кутаиси… Поход завершен.