Антиботвинник

Путешествие в Грузию или экстремальный отдых... Ч А С Т Ь 2: сплавная

2 часть отчёта от Богданы.

Будучи в Тбилиси я созвонилась с девочками грузинками, с которыми 2003-2004 году работала в Германии на шампиньонной ферме. Мы договорились о встрече. И уже вечером того же дня, спустя 4 года мы ужинали в отличном ресторане. Встреча была очень теплой и душевной, грузинское вино лилось рекой. В конце вечера мы танцевали под украинские песни в грузинском исполнении. Расставаться так не хотелось…
На следующий день (30 апреля) с самого утра мы выехали на машине в город Гори – на родину Сталина. По дороге Давид показал селения для беженцев из Осетии. Это целые села с однотипными домиками. В каждом доме проведен свет и вода, в каждом из них проживает одна семья. Люди живут на помощь от государства.
В Гори мы встретились с Пашей, Мариной и Лёшей, которые ехали покорять гору Казбеги (5033 м). Дальше наш путь лежал в музей Сталина и пещерный город Уплисцихе.
В музее экскурсовод нам поведала о том, какой был умный их земляк - вождь Иосиф Сталин. Сколько он всего сделал для народа хорошего. От таких слов аж мурашки забегали по коже, и возникло резкое желание уйти поскорее.
Пещерный город Уплисцихе нас встретил ясным солнышком. Долина реки Куры таила в себе какую-то неразгаданную тайну. Вокруг всё казалось волшебным, как в сказке. Зашла в старинную церквушку и сразу ощутила тяжелую энергетику, стены как будто давили со всех сторон. Да, надолго тут не останешься. Дальше, полазив по самым укромным уголкам пещерного города, в конце мы наткнулись на туннель длинной 40 м, в котором в глубину проложены ступеньки. Стало интересно, что же дальше? А дальше свет в конце туннеля – потайной выход из города к реке. Всё просто!
Прошло еще 2 часа, и мы в городе Хашури на автозаправке. В ожидании встречи с остальной бандой антиботвинников. Ждем, ждем, а их нет и нет. И вот наконец-то из за поворота показался Мевлудомобиль, а в ней загорелые и веселые антиботвиники. Вау, какие люди!!! Пошли обнимашки, целовашки. Выпили вина с рога за встречу. Нам презентовали запеченного поросенка. Слава, как обычно, был неотразим. «Мишель михвархар» - эти слова не переставали литься из его уст. На нас смотрели люди со всех сторон и на ух лицах читались эмоции удивления. Ну, еще бы, не каждый день увидишь такое. Загрузившись дружно в бус мы отправились в верховье реки Куры, в Вардзию.
Вардзия – пещерный город 12 века, который строили местные жители целых 50 лет. Город представляет собой скалу, в которой на 13 этажах жило 70 тыс. жителей. На данный момент от города осталось только 35 % территории, высотой в 8 этажей. Остальная его часть была разрушена в результате землетрясения. В городе сохранился туннель длинной 70 м с 4-го на 8-й этаж, в котором, кстати, мы побывали, а также выход из города, который вел к реке. Это самый большой из трёх сохранившихся пещерных городов на территории Грузии. Два мы посетили ранее – Давид Гарадже и Уплисцихе. Вардзия находится в 10 км от границы с Турцией.
Приехав в Вардзию, мы разбили лагерь в вишневом саду напротив реки.
1 мая - утро началось с танцев под Верку Сердючку и посвящением нас в «Антиботвиники». Главный торжественно выдал нам командные красные футболки с вышивками на грузинском. Все дружно выпили с рога вина. Момент посвящения был заснят на камеру. В этот день была дневка. Мы посетили пещерный город Вардзия, полазили по его таинственным пещерам. Удивили подземные ходы города. Наша компания залезла в малюсенький вход на 4-х этаже, а вылезла на 8-м. Вот так. Умели местные жители 12 века прокладывать подземные хода без специальной техники.
После обеда съездили на разведку каньона, по которому предстояло сплавляться. Каньончик произвел огромное впечатление, при неправильном манёвре в нём можно остаться жить навеки. Посему подумав, мы с мужем решили на двойке его не идти. А наши ребятки на четверке только облизались и уже не могли дождаться утра.
Вечером посетили термальные источники. Даже представить себе не могла, что всё так просто. Стоит себе среди гор неприметный деревянный домик, а в домике что-то типа бассейна, в который с двух труб льется горячая вода.
На утро 2-го мая экипаж «Антиботвиник» готовился к сплаву по р.Куре. Настроение было боевое. Эти ребята меня всегда радуют своим оптимизмом, особенно Слава, своей рыжей мордашкой. Перед сплавом вопреки всем канонам трезвости на грудь было принято 50 гр. Хванчкары и жизнь удалась. И вот наступил момент старта. Фото на память. И в путь, вернее вплавь, бороздить просторы Куры. А мы с Андрианом загрузились в мевлудомобиль и отправились на самую высокую точку в каньоне делать фотовидеосъемку наших друзей.
С высоты птичьего полёта катамаран в каньоне казался малюсенькой барахтающейся букашкой в водной стихии. Идти каньон одним экипажем, по всем правилам водного туризма нельзя, но наша команда «антиботвиники», и точно следует своему названию.
Как результат - каньон был пройден на ура. В этот день ребята сплавлялись до поселка Хертвиши. В Хертвиши на берегу Куры возле старинной крепости мы и поставили лагерь. Это место еще известно тем, что здесь стрелка Куры и Паравани. Чудесное местечко, аж дух захватывает. Мимо нас проезжали голландцы на машине. Они специально остановились, чтобы посмотреть на группку интересных людей, то есть нас, в необычных ярких одежках с необычными лодками. Мы пообщались с ними, как смогли и показали им дорогу к Вардзии. Вечером были еще одни смотрины, в этот раз нас посетили люди в черном на черных машинах - армяне, которые проживают в «Грузинской Сибири» в районе реки Паравани. Не знаю, чем бы закончились смотрины, но благодаря нашему Мевлуди гости быстро уехали, и это хорошо. А вечером, как обычно, опять вино лилось рекой, и были танцы у костра.
На следующий день Васо остался в лагере, а вся остальная компания поехала на бусе на просмотр реки Паравани. Река Параваны - это одно сплошное препятствие. На 4-ке непроход. На двойке, возможно, но постоянно нужно маневрировать. Девизом этого дня была фраза: «Вы на диване, а мы на Параване». В диких местах, однако, живут армяне. Кусты и деревья лишь в долине реки, горы усыпаны каменными россыпями. С вершин кое-где стекают весенние ручейки. Создаётся впечатление, что жизни в этих местах нет. Пейзажи вокруг, куда достанет взор, однообразно серый, пугающий, заколдованный. Б-бббр-р-р-р.
И как только можно жить в таких местах, остаётся загадкой.

Вечером, вернувшись в лагерь, я с Андрианом собрали нашу 2-ку и думали сплавляться, но как оказалось только думали, потому что утро вечера мудренее. Наутро аккуратненько разобрали катамаранчик и опять поехали обезьянками в бусике. Так веселее и теплее.
Наш катамаран любит путешествовать и без нас, но с нашими друзьями. Осенью он был в Карпатах, весной в Белоруссии. На нём Васо и Павло прошли без киля 150 км по реке Риони в первой половине похода.
Наши ребята на кате-4 одним судном продолжили сплав по р.Куре до г.Ахальцихе. А мы ехали в бусе и созерцали смену удивительных пейзажей за окном автомобиля. По одну сторону реки наблюдали небольшие холмы поросшие травой, на которых мирно паслись барашки. По другую сторону скалистые горы, которые были изредка усыпаны горными цветами голубого цвета. В Ахалцихе наш бусик немного заблудился в дебрях дорог и дорожек, но добрые полицейские помогли выбраться на трассу и поведали нам о хорошей поляне для ночевки. Местные угостили нас опять вкусным вином. Принесли маленький бутылёчек вина на 10 л. Вечером к нашему костру приходила молодежь с соседнего села пообщаться. Все дружно пели песни и танцевали у костра. Так повелось в походе с самого начала: вечером - костер, песни и танцы. Было всё душено.
Еще в нашей поездке мы посетили город Боржоми – известный своей минеральной водой и красивый парк с подвесной канатной дорогой в центре города. Также побывали в гостях у Мевлуди в Кутаиси – любимого всеми водителя, который вместе с нами путешествовал уже третью неделю. Посетили музей Владимира Маяковского в с.Багдади в 30 км от Кутаиси, минеральные источники в Саирме. Заехали в село к родителям Мевлуди, посмотрели, как живут местные жители в селах, как выращивают виноград и делают с него виноград и как его хранят. Вот так незаметно подошло наше путешествие к концу. Мевлуди привез нашу компанию в Поти, по традиции мы провели еще сутки в Поти на берегу моря в ожидании парома. Сделали парочку фоток на память, погрузились на паром и уплыли к берегам Украины.
От поездки осталось масса ярких и незабываемых впечатлений.

После поездки прошло уже чуть больше года, а поклонники и любители Грузии - Слава сына вместе с Васо в январе этого года катались на лыжах в Гудаури. Славочка был у гостях в Мевлуди на 8 марта и на майские праздники.

У меня есть огромное желание съездить в Грузию снова, походить по горам, посетить святые места, выпить вкуснейшего вина и поесть хачапури с хинкали.